Одним из наиболее часто встречающихся случаев увеличения площади садового участка в СНТ является самозахват части земель общего пользования. Это и захват проездов и проходов, и захват участков земель под линиями электропередач, после чего следует попытка узаконивания этого захвата в кадастровых органах.
Такие попытки увеличения площади своего земельного участка за счет земель общего пользования СНТ нарушают право садоводческого товарищества, как собственника земель общего пользования владеть и распоряжаться своим имуществом, и судами признаются незаконными с решениями обязать осуществившего захват садовода демонтировать ограждения, возведенные на землях общего пользованиям, восстановить до первоначального состояния земли общего пользования, осуществив снос самовольно возведенных сооружений вне границ принадлежащего садоводу земельного участка.
Примеры таких судебных решений по пресечению захвата земель общего пользования садоводческих товариществ приведены ниже.
В таких ситуациях учитываются следующие положения законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ).
Согласно ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» (далее по тексту ФЗ-66), действовавшего до 1 января 2019 года: «Имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное)».
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ-217), вступившего в силу с 1 января 2019 г.: «имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также — товарищество)».
Согласно ст. 32 ФЗ-66 «Организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных)».
Согласно п.1 ст.34 ФЗ-66 «Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом».
Согласно п. 4 ст.23 ФЗ-217 «В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества».
Таким образом, в соответствии с действующим и действовавшим ранее в отношении СНТ законодательством организация и застройка территории СНТ осуществляется на основании проекта планировки территории и в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ (далее по тексту ГрК РФ).
Проект организации и застройки СНТ предусматривает наличие дорог, проездов и проходов, обозначаемых на плане красными линиями и являющийся землями общего пользования СНТ.
Согласно п.11 ст. 1 ГрК РФ «красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов».
Согласно п.10.1 ст. 1 ГрК РФ «линейные объекты – линии электропередач…»
Согласно п. 1.2. Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр «О Порядке установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов» «Красные линии, обозначающие границы территорий, занятых линейными объектами, устанавливаются:
1) по границам земельных участков (частей земельных участков), на которых (в том числе над и под поверхностью которых) расположены линейные объекты и которые предоставлены правообладателям таких линейных объектов».
Правообладателем линейного объекта в виде линии электропередач является СНТ. Ширина земельных участков между красными линиями под линиями электропередачи определяется размерами охранной зоны.
11 сентября 1972 года Постановлением Совета Министров СССР №667 были утверждены «Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт», являющиеся обязательными при проектировании, сооружении и эксплуатации воздушных, подземных и подводных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств. Согласно п. 2 данных Правил «Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт устанавливаются: а) охранные зоны: вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 метра…».
Согласно п. 4 Правил «В пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 вольт без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается: а) осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы».
24 февраля 2009 г. Правительство РФ приняло Постановление N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Согласно п. 5. «Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства …».
В соответствии с «Требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи шириной 2 метра.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ N 160 от 24 февраля 2009 г. « В охранных зонах запрещается: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Согласно п. 11. Постановления Правительства РФ N 160 от 24 февраля 2009 г. «В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, … без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
а) размещать … садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ N 160 от 24 февраля 2009 г. «Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий». Никаких заявлений от Истца по поводу переноса границы его участка на охранную зону линии электропередач к собственнику указанной линии электропередач не поступало.
Согласно п.2 ст. 104 Земельного кодекса РФ «в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий».
Согласно п.п. 3 ст. 105 ЗК РФ охранная зона объектов электроэнергетики относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п.35 Приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 921 «При наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в реквизите «4» раздела «Исходные данные», строке «7» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», строке «3» раздела «Сведения об измененных земельных участках», строке «5» реквизита «3» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с п.67 Приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 921 «Если образование части земельного участка связано с установлением зоны с особыми условиями использования территорий, границ территории объекта культурного наследия (независимо от наличия сведений о таких объектах в ЕГРН), графа 5 реквизита «3» раздела «Сведения о частях земельного участка» заполняется на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении или изменении границы такой зоны с особыми условиями использования территорий или территории объекта культурного наследия. Копии таких документов включаются в состав Приложения, при отсутствии соответствующих сведений в ЕГРН.
В случае отсутствия специального акта, устанавливающего границы зоны с особыми условиями использования территорий, соответствующие сведения в графу 5 реквизита «3» раздела «Сведения о частях земельного участка» вносятся на основании нормативного правового акта, предусматривающего общие правила установления зон определенного вида».
Примеры судебных решений, отражающих практику отстаивания интересов СНТ по защите общих земель, представлены далее.
Примеры:
Сентябрь 2019 г. — Решение суда по захвату земель общего пользования (самозахват) и возврате их из неправомерного пользования.
Такие попытки увеличения площади своего земельного участка за счет земель общего пользования СНТ нарушают право садоводческого товарищества, как собственника земель общего пользования владеть и распоряжаться своим имуществом, и судами признаются незаконными с решениями обязать осуществившего захват садовода демонтировать ограждения, возведенные на землях общего пользованиям, восстановить до первоначального состояния земли общего пользования, осуществив снос самовольно возведенных сооружений вне границ принадлежащего садоводу земельного участка.
Примеры таких судебных решений по пресечению захвата земель общего пользования садоводческих товариществ приведены ниже.
В таких ситуациях учитываются следующие положения законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права. Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ).
Согласно ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» (далее по тексту ФЗ-66), действовавшего до 1 января 2019 года: «Имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное)».
Согласно п.5 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ-217), вступившего в силу с 1 января 2019 г.: «имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также — товарищество)».
Согласно ст. 32 ФЗ-66 «Организация и застройка территории садоводческого или дачного некоммерческого объединения, раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществляются на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
Подготовка и утверждение проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проект планировки территории и (или) проект межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до их утверждения должны быть одобрены общим собранием членов соответствующего объединения (собранием уполномоченных)».
Согласно п.1 ст.34 ФЗ-66 «Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом».
Согласно п. 4 ст.23 ФЗ-217 «В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества».
Таким образом, в соответствии с действующим и действовавшим ранее в отношении СНТ законодательством организация и застройка территории СНТ осуществляется на основании проекта планировки территории и в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ (далее по тексту ГрК РФ).
Проект организации и застройки СНТ предусматривает наличие дорог, проездов и проходов, обозначаемых на плане красными линиями и являющийся землями общего пользования СНТ.
Согласно п.11 ст. 1 ГрК РФ «красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов».
Согласно п.10.1 ст. 1 ГрК РФ «линейные объекты – линии электропередач…»
Согласно п. 1.2. Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 742/пр «О Порядке установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов» «Красные линии, обозначающие границы территорий, занятых линейными объектами, устанавливаются:
1) по границам земельных участков (частей земельных участков), на которых (в том числе над и под поверхностью которых) расположены линейные объекты и которые предоставлены правообладателям таких линейных объектов».
Правообладателем линейного объекта в виде линии электропередач является СНТ. Ширина земельных участков между красными линиями под линиями электропередачи определяется размерами охранной зоны.
11 сентября 1972 года Постановлением Совета Министров СССР №667 были утверждены «Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт», являющиеся обязательными при проектировании, сооружении и эксплуатации воздушных, подземных и подводных линий электропередачи, вводных и распределительных устройств. Согласно п. 2 данных Правил «Для охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт устанавливаются: а) охранные зоны: вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 метра…».
Согласно п. 4 Правил «В пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 вольт без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается: а) осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы».
24 февраля 2009 г. Правительство РФ приняло Постановление N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Согласно п. 5. «Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства …».
В соответствии с «Требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи — в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи шириной 2 метра.
В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ N 160 от 24 февраля 2009 г. « В охранных зонах запрещается: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Согласно п. 11. Постановления Правительства РФ N 160 от 24 февраля 2009 г. «В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, … без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
а) размещать … садовые, огородные земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ N 160 от 24 февраля 2009 г. «Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий». Никаких заявлений от Истца по поводу переноса границы его участка на охранную зону линии электропередач к собственнику указанной линии электропередач не поступало.
Согласно п.2 ст. 104 Земельного кодекса РФ «в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий».
Согласно п.п. 3 ст. 105 ЗК РФ охранная зона объектов электроэнергетики относится к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п.35 Приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 921 «При наличии на исходном, образуемом, уточняемом или измененном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в реквизите «4» раздела «Исходные данные», строке «7» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках», строке «3» раздела «Сведения об измененных земельных участках», строке «5» реквизита «3» раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» указываются кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии с п.67 Приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 921 «Если образование части земельного участка связано с установлением зоны с особыми условиями использования территорий, границ территории объекта культурного наследия (независимо от наличия сведений о таких объектах в ЕГРН), графа 5 реквизита «3» раздела «Сведения о частях земельного участка» заполняется на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении или изменении границы такой зоны с особыми условиями использования территорий или территории объекта культурного наследия. Копии таких документов включаются в состав Приложения, при отсутствии соответствующих сведений в ЕГРН.
В случае отсутствия специального акта, устанавливающего границы зоны с особыми условиями использования территорий, соответствующие сведения в графу 5 реквизита «3» раздела «Сведения о частях земельного участка» вносятся на основании нормативного правового акта, предусматривающего общие правила установления зон определенного вида».
Примеры судебных решений, отражающих практику отстаивания интересов СНТ по защите общих земель, представлены далее.
Примеры:
Сентябрь 2019 г. — Решение суда по захвату земель общего пользования (самозахват) и возврате их из неправомерного пользования.